Разделы программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка……………………………………………….3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы…………………………...7
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы…………………8
1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей - дошкольников………………………………..10
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы….11
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по программе…………………………………………………………………….12
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Учебно-тематический план первого модуля обучения с 3-4 лет..14
2.2.
Учебно-тематический план второго модуля обучения с 4-5 лет ..16
2.3.
Способы и направления поддержки детской инициативы …........18
2.4.
Методы работы с детьми…………………………………………...19
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы………………..20
3.2. Учебный план…………………………………………………………..21
3.3. Методическая литература……………………………………………...21
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Диагностический минимум……………………………………………22
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-
спортивной направленности «Школа мяча» представляет собой систему
работы с детьми
дошкольного возраста с 3–5 лет по дополнительному
образованию детей в условиях детского сада. Программа направлена на
удовлетворение потребностей семьи в дополнительных образовательных
услугах для детей. В процессе освоения содержания образования по
предложенной программе, у воспитанников будут развиваться
природные
задатки и способности, что обеспечит целостное развитие личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральным законом «Об
образовании
в Российской
Федерации» (от 29.12.2012. №273-ФЗ, вступившим в силу 01.09.2013), ФГОС
ДО, Уставом МАДОУ ЦРР-детский сад № 104.
Актуальность. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм
пришли
компьютерные.
Приоритетным
становится
интеллектуальное,
эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что
у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок,
общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами
детской
деятельности,
между разными
видами
игр
(подвижными и
спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на
состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных навыков
дошкольников. Анализ исследований по вопросам развития двигательных
навыков и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980)
свидетельствуют, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития
двигательных навыков ниже среднего.
По данным М. Руновой (1998), двигательный режим в дошкольных
учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности
3
детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в
период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной
массы
не
подкрепляется
соответствующей
тренировкой
систем
кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их
здоровья, снижения жизненного тонуса.
Также известно, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с
возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и
вредных
привычек.
Поэтому
в
стенах
дошкольных
образовательных
учреждений создается «переходной мостик» психической и физической
готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное
напряжение, обусловленное режимом учебного дня.
Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и
духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития
двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной
потребности быть ловким, сильным, быстрым, выносливым. Решение этой
проблемы
–
обеспечивающих
в
совокупности
целостный
социально-педагогических
воспитательный
процесс,
условий,
гармоничное,
физическое и личностное развитие ребенка. Этому способствуют игровые
формы организации двигательной деятельности детей.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило,
предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому
большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей:
скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы,
гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство
мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции
различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта
позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами
действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
4
Таким образом, очевидно значение спортивных игр для всесторонней
физической подготовленности детей. Однако из всех видов спортивных игр
следовало выбрать ту игру, которая бы в наибольшей степени позволила
добиться высокого уровня развития физических качеств у детей старшего
дошкольного возраста.
Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, так как
игра с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Дети упражняются
не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на
дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются движения
в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у
детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в
зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным
движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное
влияние на развитие этого качества. Кроме того, игра в баскетбол может
проводиться в здании ДОУ, что делает ее актуальной в региональных суровых
климатических условиях.
Условия реализации программы.
Срок освоения программы для
детей с 3-5 лет составляет 2 года. Данная дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча» является
программой
начального уровеня. Продолжительность учебного года
по
дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной
направленности «Школа мяча» составляет 36 недель. Предусматриваются
летние каникулы 13 недель.
Организация учебного процесса. Обучение по программе предполагает
использование приоритетной формы занятий: коллективная (групповая).
Количественный состав групп – от 5 до 15 человек. В МАДОУ ЦРР-детский
сад № 104 может быть укомплектовано от двух до трёх групп для детей с 3-4
лет и для детей с 4-6 лет, поэтому может быть сформировано по две группы
воспитанников по каждой возрастной группе для занятий
с максимальным
5
количеством детей – 15 человек. Продолжительность одного занятия для
дошкольников с 3-4 лет – не более 15 минут, для детей с 4-5 лет – не более 20
мин.
Занятия проходят 1 раз в неделю
в соответствии с утверждённым
расписанием на текущий учебный год. Оценка качества реализации
образовательной программы по дополнительной общеразвивающей программе
«Школа мяча» включает в себя педагогическую диагностику два раза в год – в
начале учебного периода (сентябрь) и по окончании учебного периода (май).
Кадровый
ресурс.
педагогическими
Реализация
работниками,
программы
имеющими
обеспечивается
среднее
или
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности.
Педагогические работники проходят не реже чем один раз в три года
повышение квалификации ( и /или) профессиональную переподготовку.
Финансовые условия. Реализация программы осуществляется на
основании калькуляции и в соответствии с перечнем и тарифами на оказание
дополнительных платных образовательных услуг в МАДОУ ЦРР-детский сад
№ 104.
Материально-технические
обеспечивают
возможность
условия
достижения
реализации
воспитанниками
программы
результатов,
установленных программой. Материально-техническая база образовательного
учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать
своевременные сроки текущего ремонта учебных помещений для реализации
программы.
6
1.1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель:
Формирование
стремления
к
здоровому образу жизни,
развитие
двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам
спортивной игры баскетбол.
Задачи:
формирование устойчивого интереса к игре с элементами спорта,
спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной
двигательной деятельности;
обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными
действиями, содействие развитию двигательных способностей; обучение
правильной технике выполнения элементов спортивной игры;
развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления;
воспитание положительных морально-волевых качеств;
формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Задачи по возрасту:
3 – 4 год жизни
1. Знакомство детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча и
игре с мячом.
2. Учить держать, брать, прокатывать, бросать и переносить мяч двумя
руками и одной рукой.
3. Создание условий для непринужденных движений с мячом.
4. Развивать ловкость, глазомер, координацию движений, крупную и
мелкую моторику рук.
4 – 5 год жизни
1. Уточнить некоторые элементы техники:
держать мяч пальцами, а не ладонями;
7
при броске от груди отклонятся несколько назад, описывать полукруг и
распрямлять руки одновременно;
при броске из-за головы слегка прогнуться в пояснице и т.д.
2. Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию
движений, крупную и мелкую моторику рук.
3. Воспитывать уверенность в себе и целеустремленность.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Система
психолого – педагогических принципов, отражающих
представление о значении дошкольного возраста для становления развития
личности ребёнка:
а) Личностно – ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной
модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей
идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный
подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие
ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности
и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип
психологической
психологическую
защищенность
комфортности.
ребенка,
обеспечение
Предполагает
эмоционального
комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно- ориентированные принципы
Принцип
целостности
содержания
образования.
Представление
дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и
целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что
окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так
или иначе переживает и осмысляет для себя.
8
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий
развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом
смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому
форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой
ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка
ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с
результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других
людей.
в) Деятельностно - ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых
знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных
проблемных задач.
Принцип
опоры
на
предшествующее
(спонтанное)
развитие.
Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое
прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо
«выращивать»
сформированные
у
дошкольников
навыки
в
способность
ситуации
переносить
самостоятельной
ранее
деятельности,
инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить
решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически
апробированными технологиями;
Принцип
комплексности
и
интегративности
–
решение
оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и
всех видов деятельности;
9
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей
между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния
здоровья;
Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной
деятельности по оздоровлению себя и детей;
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав
детей
на
получение
необходимой
помощи
и
поддержки,
гарантия
положительно результата независимо от возраста и уровня физического
развития детей.
1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей-дошкольников.
Младшая группа (с 3-4 лет)
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я
сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может.
Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. В этот
период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность
составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает
осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических
упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше
прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также
благоприятный
возраст
для
начала
целенаправленной
работы
по
формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации,
гибкости, выносливости).
Средняя группа (с 4-5 лет)
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не
осознают,
однако
у
них
уже
начинают
складываться
обобщенные
10
представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети
обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со
словами
«так
не
поступают»,
«так
нельзя».
Развивается
моторика
дошкольников. Так, в 4–5 лет ребята умеют перешагивать через рейки
гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на
высоте 20 см от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его
двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе).
Нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или
тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и
осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему
расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более
сложными.
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы
В процесс обучения подвижным играм с элементами спорта:
- повысится общая физическая подготовка воспитанников в комплексном
развитии физической работоспособности и повышении общего уровня
функциональных возможностей организма ребёнка ;
- произойдёт максимально возможное развитие физических способностей
в играх с мячом;
- в ходе технико-тактической подготовки сформируются нравственноволевые качества воспитанников для достижения соревновательных целей.
Дети младшей группы (3-4 года) будут уметь:
- Прокатывать мяч двумя руками от черты.
- Прокатывать мяч по скамейке, придерживая его двумя руками или одной
рукой.
- Прокатывать мяч в ворота с расстояния 1,5-2 метра.
- Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 70-100 см).
11
- Подбрасывать мяч вверх невысоко и ловить его.
- Бросать мяч двумя руками из-за головы.
- Бросать мяч двумя руками от груди.
- Перебрасывать мяч друг другу парами (расстояние 1,5-2 м).
- Бросать мяч об землю и ловить его.
- Отбивать мяч об пол 2-3 раза.
Дети средней группы (4-5 лет) будут уметь:
- Катать мяч между предметами (расстояние 40-50 см).
- Скатывать по наклонной доске с попаданием в предмет.
- Бросать мяч из-за головы из разных положений.
- Бросать мяч от груди из разных положений.
- Подбрасывать и ловить мяч не роняя 3-4 раза подряд.
- Перебрасывать и ловить мяч в кругу ( 1,5 м друг от друга)
- Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками.
- Отбивать мяч правой и левой рукой об пол 4-5 раз подряд.
1.3.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
программе.
Концептуальные
основания
развивающего
оценивания
качества
образовательной деятельности определяются требованиями Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в
котором определены государственные гарантии качества образования.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности
на основе достижения детьми планируемых результатов
освоения программы.
Ожидаемые результаты, представленные в программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так
и промежуточного уровня развития детей;
12
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
-
не
являются
основой
объективной
оценки
соответствия,
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
Программой предусмотрен мониторинг динамики развития детей,
динамики
их
образовательных
достижений,
основанных
на
методе
наблюдения и включает:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
Организация имеет право самостоятельного выбора инструментов
педагогической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
В соответствии со Стандартом и принципами программы оценка качества
образовательной деятельности по программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка
дошкольного возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях
современного постиндустриального общества.
Форма представления результатов – фотоальбомы на сайте детского сада.
13
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план первого модуля обучения (3-4 года)
Задачи:
- Повышать интерес к работе с мячом.
- Развивать ловкость и глазомер.
- Учить игре с мячом.
Младшая группа(3-4 года)
Упражнения и игры, подготавливающие к работе с мячом
Первоначальное обучение действиям
1. Прокатывание мяча двумя руками от груди
2. Прокатывание мяча по скамейке, придерживая его двумя
Сентябрь
руками или одной
3. Прокатывание мяча в воротца с расстояния 1,5 – 2 м
4. Ловля мяча брошенного взрослым
Игры: «Солнышко и дождик», «Достань мяч!»
Углубленное разучивание действий
1. Ловля мяча брошенного взрослым
2. Прокатывание мяча, с целью сбить предмет, расстояния 1,5 – 2
м
Октябрь
3. Прокатывание мяча по скамейке, придерживая его двумя
руками или одной
Игры: «Кто быстрее», «Догони и поймай мяч»
Совершенствование навыков
Ноябрь
1. Ловля мяча брошенного взрослым
2. Прокатывание мяча, с целью сбить предмет, расстояния 1,5 –2 м
3. Скатывание мяча по наклонной доске, с целью сбить предмет
Игры: «Не останься без мяча», «Шмель»
Упражнения, подготавливающие к работе с мячом в парах
Первоначальное обучение
Декабрь
1.Перекатывание мяча друг другу в парах из положения сидя, ноги
14
врозь
2. 2. Перекатывание мяча друг другу в парах, стоя на коленях
3.Прокатывание мяча в воротца, стоя в парах.
Игра: «Вратарь», «Детский боулинг»
Углубленное разучивание
Январь
1. Перебрасывание мяча друг другу в парах 1,5 – 2 м
2. Прокатывание мяча в воротца, стоя в парах.
Игра: «Прокати мяч», «Маленький мяч догоняет большой»
Совершенствование
Февраль
1. Перебрасывание мяча друг другу в парах 1,5 – 2 м
2. Прокатывание мяча, с целью сбить предмет, расстояния 1,5 – 2
м
3. Перекатывание мяча друг другу в парах из положения сидя,
ноги врозь
Игра: «Сбей мяч», «Солнышко и дождик»
Упражнения, подготавливающие к ведению и броску мяча
Первоначальное обучение
Март
1. Подбрасывание мяча вверх и ловля его
2. Бросание мяча двумя руками из-за головы
3. Бросание мяча двумя руками от груди
Игра: «Веселый мячик», «Шмель»
Углубленное разучивание
Апрель
1. Бросание мяча через сетку
2. Бросание мяча о землю и ловля его
3. Подбрасывание мяча вверх и ловля его
Игра: «Кто быстрее», «Детский боулинг»
Совершенствование
Май
1. Подбрасывание мяча вверх и ловля его
2. Бросание мяча двумя руками от груди, через сетку
3. Бросание мяча о землю и ловля его
Игра: «Веселый мячик», «Вратарь»
15
2.2. Учебно-тематический план второго модуля обучения (4-5 лет)
Задачи:
- Совершенствовать технику работы с мячом.
- Развивать быстроту реакции.
- Воспитывать уверенность в себе.
Средняя группа (4-5 лет)
Упражнения и игры, подготавливающие к обучению технике передачи –
ловли мяча
Первоначальное обучение действиям
Сентябрь
1. Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5-2 м,
2. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния
1,5-2 м.
3. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (расстояние
1,5-2 м).
4. Катание мяча, шарика между палками, линиями, шнурами
(длина дорожки 2-3 м).
Игры: «Съедобное – несъедобное», «Перенеси мяч»
Углубленное разучивание действий
1. Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и
сидя.
Октябрь 2. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раза подряд).
3. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.
Игры: «Шмель», «Горячая картошка»
Совершенствование навыков
Ноябрь
1. Бросание мяча двумя руками от груди друг другу в парах.
2. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку,
натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на
расстоянии 2 м).
3. Бросание мяча о стену и ловля
Игры: «Два мяча», «Мяч к верху»
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча
Первоначальное обучение
16
Декабрь
1. Отбивать мяч о землю одной рукой и ловля двумя руками, стоя
на месте.
2. Бросание мяча двумя руками о землю и ловля.
3. Бросание мяча о землю и ловля, бросание мяча о стену и ловля.
Игра: «Перебрасывание мяча», «Перенеси мяч»
Углубленное разучивание
Январь
1. Отбивать мяч о землю одной рукой, в приседе.
2. Отбивать мяч о землю одной рукой и ловля двумя руками 5
раз, затем прокатывание мяча с целью обогнать мяч.
3. Отбивать мяч о землю одной рукой и ловля двумя руками 5
раз, затем метание мяча в вертикальную цель.
Игра: «Сбей городок», «Прыжки за шариком»
Совершенствование
Февраль
1. Отбивание мяча правой левой рукой об пол 4-5 раз подряд.
2. Отбивание мяча правой левой рукой об пол 4-5 раз подряд,
затем передача партнеру, удобным способом.
3. Отбивание мяча правой левой рукой об пол 4-5 раз подряд,
затем прокатывание с целью сбить предмет.
Игра: «Выбей шар», «Мяч в стену»
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину
Первоначальное обучение
Март
1. Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с
расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой.
2. Прокатывание мяча, ловля его и метание в вертикальную цель.
3. Отбивать мяч о землю одной рукой руками, затем метание
мяча в вертикальную цель двумя руками.
Игра: «Горячая картошка», «Мяч к верху»
Углубленное разучивание
Апрель
1. Метание в горизонтальную цель с расстояния 2—2,5 м правой
и левой рукой
2. Подбрасывание и ловля мяча, затем метание в горизонтальную
цель двумя руками.
Игра: «Перебрасывание мяча», «Мяч к верху»
Совершенствование
17
Май
1. Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на
расстояние не менее 3,5-5,5 м).
2. После нескольких передач друг другу, метание вдаль правой
(левой) рукой
3. Отбивание мяча на месте, метание вдаль
Игра: «Два мяча», «Выбей шар»
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Младшая группа (с 3-4 лет)
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность
Рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях.
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
Всемерно расширять самостоятельность детей и расширять её сферу.
Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей.
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение
возрастающей умелости.
Терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём
темпе.
Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и
недостатков.
Создавать
при общении
положительный психологический микроклимат, в
равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при
встрече, использовать ласковое и теплое слово для выражения своего отношения
к ребёнку; проявлять деликатность и тактичность.
Средняя группа (с 4-5 лет)
Приоритетная сфера инициативы — познание окружающего мира
Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения,
внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его труду.
18
Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка и только один
на один, а не на глазах у группы
Побуждать детей формировать и выражать собственную
оценку
воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
2.4. Методы работы с детьми
Наглядные: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.
Словесные:
название упражнения, объяснение, указания, пояснения,
распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям,
словесные инструкции.
Практические: выполнение упражнений без изменений и с изменениями,
практическое
опробование,
проведение
упражнений
в
игровой
и
соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.
19
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимы:
- спортивный зал
- наборы мячей разного диаметра
- баскетбольное кольцо
- мишень для метания
- дуги для подлезания
- баскетбольная сетка
- обручи
- ворота
- наклонные плоскости для прокатывания мячей
Технические средства
- магнитофон
- записи динамичной музыки
20
3.2.Учебный план
Месяц
3-4 года
4-5 лет
Количество
Продолжитель- Количество НОД ПродолжительНОД
ность
(учебных часов)
ность
(учебных часов) учебного часа
учебного часа
Сентябрь
4
15
4
20
Октябрь
4
15
4
20
Ноябрь
4
15
4
20
Декабрь
4
15
4
20
Всего за
1-е полугодие
16
Январь
4
15
4
20
Февраль
4
15
4
20
Март
4
15
4
20
Апрель
4
15
4
20
Май
4
15
4
20
Всего за
2-е полугодие
20
20
36
учебных
часов
36
учебных
часов
Всего за год
16
3.3. Перечень литературных источников
- «Школа мяча» – Н.И.Николаева, учебно-методическое пособие для педагогов и
специалистов дошкольных образовательных учреждений, СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018г.
21
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Диагностический минимум
Сроки проведения педагогической диагностики: сентябрь, май.
3 – 4 год жизни
Низкий уровень. Движения ребенка с мячом напряженные, скованные, плохо
скоординированные, реакция на ловлю мяча замедленные. К игре с мячом интерес
снижен.
Средний уровень. Действия с мячом приобретают согласованность, менее
скованные и напряженные. Ребенок реагирует на ловлю мяча. В играх и игровых
упражнениях с мячом активен, эмоционален.
Высокий уровень. Движения с мячом активные, ребенок хорошо реагирует на
ловлю мяча и действует в соответствии с ним, проявляет положительное
эмоциональное отношение к играм с мячом.
Карта наблюдений - Школа мяча ( 3-4 года)
Ф.И.О. педагога__________________ Дата_____________________
№
Тип достижений (чем овладевают дети)
п/п
Показатель 1
1
Бросать мяч об Отбивать мяч Подбрасывать
землю и ловить об пол 2-3 раза мяч вверх
его
невысоко и
ловить его.
уровень
уровень
уровень
Итог года
с
м
Имя, фамилия
ребёнка
м
Показатель 2
с
м
Показатель 3
с
м
уровень
1.
2.
3.
4.
22
4 – 5 год жизни
Низкий уровень. Допускает существенные ошибки в технике движения с мячом.
Не соблюдает темп и ритм задания, действует только в сопровождении показа
взрослого.
Средний уровень. Владеет главными элементами техники движений с мячом.
Почти всегда соблюдает заданный темп и ритм. Увлечен процессом и не всегда
обращает внимание на результат.
Высокий уровень. Технически правильно выполняет все упражнения с мячом.
Проявляет интерес к действиям с мячом. Соблюдает заданный темп и ритм работы
с мячом. Обращает внимание на результат. Наблюдается процесс освоенных
упражнений с мячом и самостоятельную деятельность.
Карта наблюдений - Школа мяча ( 4-5 лет)
Ф.И.О. педагога__________________ Дата_____________________
№
Тип достижений (чем овладевают дети)
п/п
Показатель 1
Показатель 2
Показатель 3
1
Подбрасывать и
ловить мяч не
роняя 3-4 раза
подряд
Бросать мяч об
пол и ловить
его двумя
руками.
Отбивать мяч
правой и левой
рукой об пол 4-5
раз подряд
Итог года
уровень
уровень
уровень
уровень
Имя, фамилия
ребёнка
с
м
с
м
с
м
м
1.
2.
23
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)