Модель методической службы
22.03.2019
Методическая служба направлена на обновление содержания образования, которое отвечает требованиям ФГТ, требованиям семьи и начальной школы, запросам самой личности ребёнка; на повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Руководит методической службой – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Цели методической службы:
2. Создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ.
3. Обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.
Задачи методической службы:
2. Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагогического работника.
3. Организация активного участия педагогов в планировании и реализации программы развития учреждения, основной общеобразовательной программы учреждения, в инновационных процессах.
4. Проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба Центра развития ребёнка выполняет определенные функции:
Информационно-аналитическая функция направлена на:
- вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
- оценку качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
- установление преемственности между прошедшим и новым образовательным периодом;
- анализ актуальных и перспективных потребностей воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
- анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
- поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
- изучение передового педагогического опыта.
Прогностическая функция предусматривает:
- формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
- проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
- проектирование последствий запланированных инновационных процессов.
Прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, посредством достижения совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.
Одной из важных составляющих инновационной культуры педагога является профессиональная компетентность педагога, его профессиональный рост. В Центре развития ребёнка – детский сад № 104 работа методической службы строится с позиции трёх уровней: стратегический, тактический, информационно-аналитический.
На стратегическом уровне (Совет педагогов) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, основная общеобразовательная программа учреждения, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.
Тактический уровень представлен работой различных методических формирований.
Творческая мастерская – объединяет педагогов в такие виды занятий, как мастер – классы; открытые просмотры передового практического опыта с взаимо - и самоанализом, активные формы работы (педагогические тренинги, «мозговые штурмы», деловые игры, педагогические копилки и т.д.). Основные направления деятельности творческих мастерских заключаются в совершенствовании профессиональной компетентности – мастерства и обмена передовым педагогическим опытом как внутри, так и за пределами ДОУ.
Ежегодно, исходя из актуальных проблем ДОУ, проводятся смотры - конкурсы.
Смотр-конкурс – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. Смотры-конкурсы: «Педагогическая находка», «Лучший зимний участок», «Организация развивающей среды в группах», «Лучшая подготовка к летней оздоровительной работе».
Педагогические работники ДОУ имеют различные образовательные потребности. Поэтому методическая работа с ними осуществляется дифференцированно и индивидуально. Наибольшую трудность испытывают молодые педагоги. Так как это вновь поступившие на работу люди. Начиная с первого дня работы, они имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а коллеги, родители и администрация ожидают от них высокого профессионализма. Воспитатели, которых не поддержали коллеги и администрация, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и от столкновения с реальностью испытывают шок. Начинающий педагог боится своей несостоятельности при взаимодействии с детьми, их родителями, опасается критики со стороны администрации и опытных коллег, постоянно волнуется: вдруг что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Часто ситуативная тревожность может превратиться в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворённость своей деятельностью становятся привычным состоянием. Такой педагог не способен ни на творчество, ни на инновации. Чтобы подобного не произошло, начинающим педагогам нужно целенаправленно помогать. Для этого организована работа «Школа молодого педагога», которая действует в Центре развития ребёнка уже шесть лет. Занятия с молодыми педагогами проводят: заместитель заведующей по ВМР, старший воспитатель и опытные специалисты в разнообразных формах (консультации, практические занятия, тренинги).
Цель работы «Школы молодого педагога» - оказать помощь молодым специалистам ДОУ в повышении уровня практических и теоретических знаний, способствовать их адаптации в коллективе.
Семинары-практикумы. В ходе их проведения предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу. На них основное внимание уделяем повышению теоретической подготовки педагогов на основе современных научных знаний в области педагогики и психологии. Для поддержания интереса используем приём активизации педагогов - «мозговой штурм», где ведущий быстро и кратко задаёт вопросы по изучаемой теме.
Индивидуальные и групповые консультации. Они проводятся по основным направлениям работы всего коллектива, актуальным проблемам педагогики и психологии, по заявкам воспитателей и т.д. Чаще всего при проведении консультаций используем метод объяснения, обладающий рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.
Таким образом, работа методических формирований способствует росту профессиональной компетентности педагогов.
Информационно-аналитический уровень реализуется через аттестацию педагогических кадров: осуществляется сопровождение аттестуемых педагогических работников, профессиональное консультирование по нормативно-правовым вопросам и процедуре аттестации, составление рекомендаций для аттестуемых педагогических работников.
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с педагогом-психологом ДОУ проводит профилактику эмоционального выгорания педагогов.
Цель профилактических мероприятий: психолого-педагогическая поддержка и оказание помощи педагогам в преодолении возникающих проблем.
Формы поддержки: психологические тренинги, антистрессовая подготовка, саморегуляция организма через аффирмации.
Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получения новых знаний.
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:
положительная динамика качества обучения и воспитания;
отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
дифференцированный подход к каждому ребенку;
эффективность для родителя:
положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
готовность и желание родителей помогать ДОУ;
высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
эффективность для педагога:
положительный психологический климат в коллективе;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
высокий уровень профессиональной деятельности.
Таким образом, выбранная модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.