Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальная студия»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 104
620041, г. Екатеринбург, ул. Сулимова ,67 тел/факс: (343) 341-04-25, e-mail: zvezda-104 @ mail.ru,

Принято решением
педагогического совета
протокол №1
от «28» августа 2025г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Вокальная студия»
для детей дошкольного возраста
МАДОУ ЦРР- детский сад № 104
Возраст обучающихся: 4-7лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:Сергачева Н.Ю.,
музыкальный руководитель

1

Екатеринбург, 2025г.
Разделы программы
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................... 3
1.1.Пояснительная записка ............................................................................... 3
1.1.1.Цели и задачи реализации программы .................................................... 4
1.1.2. Принципы реализации программы ........................................................ 4
1.1.3. Характеристики возрастных особенностей развития дошкольников .5
1.2. Планируемые результаты……………………………………………………… 6
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................... 7
2.1 Описание образовательной деятельности по возрастным группам
(учебно-тематический план первого, второго, третьего года обучения)……7
2.2. Способы и средства реализации программы .......................................... 10
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми ........................................................ 12
2.4. Взаимодействие с семьями обучающихся ............................................. 14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................. 14
3.1. Психолого-педагогические условия........................................................ 14
3.2. Материально-техническое обеспечение программы……………… ….14
3.3. Учебный план ........................................................................................... 15
3.4. Перечень литературных источников....................................................... 15
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (диагностический минимум) ....................16

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Дошкольное детство – период бурного развития воображения,
фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет
потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на
дошкольном этапе развития личности определить способность и
талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать
неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального
творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности
детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает
благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все
многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это
создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе
музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ.
Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая
музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному,
физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического
необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию
речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому
произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет детей общим
настроением, они приучаются к совместным действиям.
Наблюдения за детьми в дошкольном учреждении отмечается, что у
детей недостаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты,
двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная
необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в
работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки
вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые
качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку,
умение контролировать свои движения, действовать в коллективе.
Программа обеспечивает укрепление физического, психического и
психологического здоровья детей.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ
вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие
авторские программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программы
Э.П. Костиной «Камертон»,музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой,
«Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М.
Опришко.
3

Состав вокально-хорового кружка формируется с учётом желания детей
и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст детей 4-7 лет.
Работа по вокалу строится на единых принципах и обеспечивает целостность
педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с
рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных
групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований
СанПиН. 2.4.3648-20
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель:
– формирование эстетической культуры дошкольника; развитие
эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого
дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения;
постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного
певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию
естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной
деятельности.
1.1.2. Принципы реализации программы
Основные принципы обучения детей пению:
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе
общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1.Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя
и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами,
удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером
сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце
слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу
выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения,
4

расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям,
имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес
помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального
произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом
отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по
музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое
время проверить уровень музыкального и певческого развития большого
количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием
помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга,
вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь
активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные
навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных
попевках и песнях. Исполнение a capella способствует формированию у
детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков
понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание,
начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и
динамических изменений.
6.Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ
произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному
восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического
вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет
ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к
произведению, соответствующее настроение.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей-дошкольников
У детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет достаточно развита речь,
они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают
свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется
способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное
восприятие, оно становится целенаправленным.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не
только психические, но и физические особенности развития ребенка.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь не
напрягаясь, естественным светлым звуком. У детей этого возраста
увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это
позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными
музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут
правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная,
5

систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре
второй октавы).
Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие
музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления
своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между
слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит
вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в
том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не
умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного
возраста:
Общее развитие ребёнка дошкольного возраста и совершенствование
процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние
на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой
активности. Однако, голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью
и ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развита.
Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторами.
Дети старшего дошкольного возраста могут достаточно чисто интонировать
контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку,
передавать несложный ритмический рисунок хлопками, узнавать по тембру
музыкальные инструменты.
Однако, уровень общего музыкального развития, в частности уровень
развития мелодического слуха, музыкальной памяти и певческих навыков, у
детей старшего дошкольного возраста ещё очень разнороден. Есть дети,
которые могут правильно интонировать мелодию в пределах 3 – 4 звуков, но
есть и такие дети, которые поют монотонно, низко или высоко, фальшиво.
Это очень усложняет работу педагога, который должен научить каждого
ребёнка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определённый объём
устойчивых певческих умений.
1.2. Планируемые результаты:
1. Дети должны петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком;
2. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;
3. Дети должны петь с педагогом без музыкального сопровождения и
самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
4. У детей расширяется диапазон (ре1– ля);
5. Уметь во время пения сохранять правильную позу.
6. Знают шумовые инструменты и как на них играть.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами:
умение ребенком применять знакомые песни в процессе праздников,
развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения,
способом прослушивания.

6

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности по возрастным группам
(учебно-тематический план первого, второго, третьего года обучения)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму)
Упражнения и попевки.
Первый год обучения

Виды
деятельности
распевание

Программные
задачи
научить слышать
свой голос; научить распевать
слова;
Разучивание и -учить правильно
исполнение
интонировать
песен
мелодию в
диапазоне ре - ля 1
октавы; - узнавать
вступление голоса
после вступления и
проигрыша
Музыкальная - различать
грамота
материал по двум
понятиям: где петь,
а где не петь; ноты и дом
Ритмические и развивать чувство
речеметро- ритма,
ритмические
ритмический слух
игры и
упражнения
Исполнение
развивать
песен
музыкальную
память (учить

Содержание
занятий
Упражнения на
подачу голоса и
распевание
гласных звуков
Знакомство с
различными
песнями и разбор
их содержания;
выучивание
наизусть

Музыкальный
материал
Различные распевки
на слоги
«Пляска с
листочками»; «Зимняя
песенка»; «Дед
Мороз»; «Пляска с
погремушками »
«Мама»; «Вальс»;
«Весенние цветы»
«Капельки»; «Вот иду
я вверх, вот иду я
вниз»; «Выше всех
жираф растёт»

Картотека игр и
упражнений

Исполнение
«Пляска с
выученных песен листочками»; «Зимняя
песенка»; «Дед
7

наизусть); групповое пение; включение
минимальных
движений

Мороз»; «Пляска с
погремушками »
«Мама»; «Вальс»;
«Весенние цветы»

Второй год обучения
Виды
деятельности
распевание

Программные задачи Содержание
занятий
Развивать диапазон
Упражнения на
детского голоса; развитие слуха и
учить брать дыхание голоса
после вступления и
между музыкальными
фразами
Разучивание и -учить чисто
Знакомство с
исполнение
интонировать
новой песней,
песен
мелодию в диапазоне беседа по
«ре» 1 октавы, до «до» содержанию,
2; учить вместе
разучивание
начинать и
мелодии и текста.
заканчивать песню;
пение по руке,
петь с муз.
пение по фразам,
сопровождением и без пение мелодии на
него; выразительно
фразы, на слоги
исполнять песни с
разным
эмоциональнообразным
содержанием Петь без
напряжения,
протяжно, подвижно,
легко,отрывисто
Музыкальная - различать звуки по
грамота
высоте, по
длительности; - учить
различать и называть
отдельные части
муз.произведения
вступление,
проигрыш,
заключение, куплет,
припев
8

Музыкальный
материал
«Вот такая
чепуха», «На
птичьем дворе»
Рыбкина, «Пляшут
зайцы», «Дождик»
Френкель
«Паучок»
К.Костин,
«Цветные
огоньки» М.
Карминский,
«Манная каша» Г.
Абелян,
«Хомячок» Г.
Абелян, «Гномик»
О.Юдахина,
«Новогодняя
песенка»
Германовска

«Музыкальный
букварь»
Разучиваемые
произведения

Ритмические и
речеритмические
игры и
упражнения
Исполнение
песен

развивать чувство
метро – ритма, развивать
ритмический слух

Картотека игр и
упражнений

развивать
Пение ранее
музыкальную память, выученных песен
- учить сольному
подгруппой и по
исполнению, - учить одному, пение с
петь выразительно в движением,
разных темпах, меняя инсценирование
динамические оттенки песен

«Паучок»,
«Цветные
огоньки»
М.Карминский
,«Манная каша»,
«Хомячок»
Г.Абелян,
«Гномик»
О.Юдахина,
«Новогодняя
песенка»
Германовская.

Третий год обучения
Виды
Программные задачи Содержание
Музыкальный
деятельности
занятий
материал
распевание
Развивать диапазон Упражнения на «Вот такая чепуха»,
детского голоса; развитие слуха и «На птичьем дворе»
учить брать дыхание голоса
Рыбкина, «Пляшут
после вступления и
зайцы», «Дождик»
между
Френкель
музыкальными
фразами
Разучивание и -учить чисто
Знакомство с
«С нами друг» Г.
исполнение интонировать
новой песней,
Струве, «Гномики»
песен
мелодию в диапазоне беседа по
К. Костина,
«ре» 1 октавы, до
содержанию,
«Почемучки»
«до» 2; учить вместе разучивание
Л.Туркина,
«Я
начинать и
мелодии и
рисую море»
заканчивать песню; текста. пение по Н.Тимофеева, «Кэти и
петь с муз.
руке, пение по Петя» О.Поляковой,
сопровождением и фразам, пение по «Мурлыка»
А.
без него;
руке, мелодии на Морозова, «Зелёные
выразительно
фразы, на
ботинки»
С.
исполнять песни с
гласные слоги Гаврилова.
разным
эмоциональнообразным
содержанием Петь
9

без напряжения,
протяжно, подвижно,
легко,отрывисто
Музыкальная - различать звуки по
грамота
высоте, по
длительности; учить различать и
называть отдельные
части
муз.произведения
вступление,
проигрыш,
заключение, куплет,
припев
Ритмические развивать чувство
Картотека игр и
и речеритма,
упражнений
ритмические
- развивать
игры и
упражнения ритмический слух
Исполнение развивать
Пение ранее
песен
музыкальную
выученных
память, - учить
песен
сольному
подгруппой и по
исполнению, - учить одному, пение с
петь выразительно в движением,
разных
инсценирование
темпах,тональностях песен
меняя динамические
оттенки

«Музыкальный
букварь»
Разучиваемые
произведения

«С нами друг» Г.
Струве, «Гномики»
К. Костина,
«Почемучки»
Л.Туркина,
«Я
рисую море»
Н.Тимофеева, «Кэти и
Петя» О.Поляковой,
«Мурлыка»
А.
Морозова, «Зелёные
ботинки»
С.
Гаврилова.

2.2. Способы и средства реализации программы
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
10

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению
одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и
искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает
духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение,
мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков,
приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню
музыкального развития детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем
в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому,
незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая
звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых
соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют
и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это
образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью
детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное
значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие
разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети
долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям,
надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление
песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а
сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1.Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ
музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если
песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2.Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных
упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3.Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их
ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в
зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной
группе.
4.Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от
возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку
осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей,
вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
11

Средства, необходимые для реализации программы:
1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон,
видеокамера.
2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал,
дидактический материал.
3. Музыкальные инструменты.
4.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального
руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует
самостоятельное музицирование детей в группе.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором
развития ребенка и пронизывает все направления образовательной
деятельности. Личностно-ориентированная педагогика, целью которой
является развитие личности ребенка, поэтому ее можно назвать
центрированной на ребенке.
Основные принципы личностно-ориентированной педагогики —
принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача
взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей
каждого
малыша,
формирования
положительного
самоощущения,
уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и
любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели
рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в
какой мере не предполагает отмены систематического обучения и
воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы.
Однако, основное значение в педагогическом процессе придается не
занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой
организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии
взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить
собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к
воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной
позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В
его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование,
осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на
основе равноправия и сотрудничества. Взрослый не подгоняет малыша под
стандарт, не меряет всех одной меркой, а приспосабливается к
индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов,
учитывает его характер, привычки, предпочтения. В рамках личностноориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а
доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как
полноправного участника совместной деятельности создает условия для его
личностного
роста,
развития
творческой
активности,
снижения
эмоциональной напряженности и конфликтности.
12

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны
следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:
•признание прав и свобод ребенка,
•сотрудничество,
•сопереживание и поддержка,
•обсуждение,
•гибкое введение ограничений.
Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство
психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность,
гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со
взрослыми и сверстниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы
не подавлять инициативность и самостоятельность детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок
учится:
•уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а
отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему
окружающих взрослых;
•чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые
предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру
в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их
преодоления;
•быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность
ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных
ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои
ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует
истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование
двуличия;
•брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый
везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия.
Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе,
партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка
и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;
•думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку
своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения
способствует самостоятельности мышления;
•
адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а
принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их.
Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый
способствует формированию у него умения проявлять чувства социально
приемлемым способом;
•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из
общения со взрослым и переносит его на других людей.
Задачей руководителя является оказание каждому ребенку помощи в
раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы
в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности.
13

Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий,
а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в
нем.
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к
личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность,
позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность.
2.4.

Взаимодействие с семьями обучающихся

Консультации на темы:
1. «Как охранять детский голос»
2. «О колыбельных песнях и их необходимости»
3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»
3. «Музыка и дети, музыкатерапия»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия
Программа
предполагает
создание
следующих
психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с
его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные
показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и
предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей
познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка
и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый
образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт)
деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и
образцов и детской исследовательской, творческой деятельности;
совместных и самостоятельных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития
ребенка дошкольного возраста.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
Технические средства обучения:
Магнитофон, микрофон, пианино.

14

3.3. Учебный план
Программа рассчитана на три года . На занятии имеет место как
коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие по вокалу проводится 1
раз в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий
соответствует возрастным нормам детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие
в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, участие в конкурсах.
Группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
к школе группа

Продолжительность Количество в
неделю /месяц
20 мин
1 /4
25 мин.
1/4
1/4
30 мин.

Количество в
год
40
40
40

3.4. Литература
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003
г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМПРЕСС», 2000 г.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития
музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург
«Невская нота», 2011 г.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт –
Петербург: «Композитор», 2003 г.
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург:
«Невская нота», 2011 г.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург
«Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - СанктПетербург «Невская нота», , 2012 г.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. «Композитор», 2005 г.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2010 г.

15

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Диагностический минимум
Цель - выявление основных свойств певческого голоса, к которым
относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции.
Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными
ребенка. Методика диагностирования предложена К.В. Тарасовой. Она
заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса
в речи — тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для
этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может
побеседовать с ним.
2. Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без
музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и
поддерживает пение обучающегося аккордами (для определения природного
регистра голоса).
3. Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего
диапазона голоса). Можно к предложенной диагностике добавить
тестирование глубины дыхания по секундомеру и определение уровня
развития звуковысотного слуха.
Результаты диагностики заносятся в таблицу. В конце года проводится
повторное диагностирование, дающее возможность наметить план
дальнейшей работы.
Имя
№ Ф.
№

Певчес
кий
диапазон

Сила
звука

Особен
ности
тембра

Точность
интониро
вания

Чувство
ритма

Низкий - 1 балл средний – 2 балла высокий – 3 балла
При определении общего уровня развития голоса и овладения
вокально – хоровыми навыками все баллы суммируются.
14 – 22 – низкий уровень
23 – 33 – средний уровень
34 – 44 – высокий уровень.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».